
По оценке аналитической компании Research and Markets, объем мирового рынка визуальных видеоэффектов (VFX) растет на 14,2% в год и этот тренд продлится как минимум до 2028-го. В России благодаря ренессансу отечественного кино рост спроса на VFX даже опережает мировой. В 2023 году в стране в прокат вышли 164 картины, а онлайн-кинотеатры выпустили 175 оригинальных проектов. Министерство культуры рапортует о рекордных сборах.
Сейчас представить себе производство любого фильма без участия специалистов по VFX практически невозможно. Даже в самой на первый взгляд реалистичной сцене может потребоваться, например, убрать из кадра наружную рекламу, восстановить исторический облик города или добавить атмосферные эффекты. О фильмах, включающих в себя сказочные или фантастические элементы, и говорить не приходится.
Как визуальные эффекты применяются в кино
Главная задача VFX — невидимо для зрителя совместить реальную часть конкретной сцены, снятой на камеру, и нарисованные цифровые эффекты. Так из кадра удаляют не только лишние элементы окружающей среды, но и технические приспособления самой съемочной группы — тросы, на которых подвешены предметы или герои, звуковое, осветительное оборудование и так далее. Эффекты могут быть и вполне явными — когда реальные декорации составляют лишь малую часть кадра, а все остальное окружение создается полностью цифровым способом уже после съемки.
Инструменты VFX позволяют создавать любые, даже самые фантастические пространства, добавлять в сцену виртуальные предметы, источники света, туман, снег, искры от огня и приводить все это в движение. Единственные ограничивающие факторы — только замысел режиссера и бюджет, отведенный на реализацию этого замысла.
Применение визуальных эффектов в каждой сцене продумывается заранее. На площадке размещаются специальные маркеры для привязки виртуальных моделей к декорациям, хромакей, LED экраны для заполнения пространства вне декораций и другие технические элементы. Все они нужны для того, чтобы позднее VFX-художники добавили в кадр недостающие детали. Все это служит одной цели — рассказать зрителю историю, в которую он поверит.
Сделать это можно разными средствами. Если бюджета на широкое использование графики нет, всегда можно подойти к решению драматургической задачи творчески. Хороший пример нам показали создатели фильма «Не смотрите наверх». По сюжету в финальной сцене на Землю падает метеорит. Можно было бы показать гигантский кратер, горящие города, кипящий океан и многое другое. Вместо этого режиссер остановился на кадрах гостиной, где собрались главные герои ленты. В замедленной съемке мы видим, как разрушаются и летят во все стороны детали интерьера, акцент сделан на лицах персонажей крупным планом. Драматическая задача решается средствами VFX очень эффектным и нестандартным способом.
Кто и как создает визуальные эффекты
Индустрия VFX включает в себя десятки достаточно узких специальностей. Широкими мазками их можно поделить на группы по виду выполняемых работ:
Задачи специалистов по VFX всегда требуют не только обширных технических знаний, но и художественного чутья — способности во всех деталях представить себе результат будущей работы и определить самый эффективный путь к достижению цели. Совмещать эти качества помогают и профессиональные инструменты. Из основных можно назвать программные пакеты Houdini FX, Nuke, Maya, Blender, 3Ds Max, Mari, Substance, 3DEqualizer. Функциональность каждого из них можно заметно расширить с помощью плагинов.
Еще одна важная особенность работы VFX-художника — необходимость на ключевых этапах производства взаимодействовать с режиссером проекта. Любая сложная сцена, которая рождается в виде простого наброска, обсуждается на каждой стадии — от примитивной схематичной анимации до финального рендеринга. Это позволяет сохранять непрерывность творческого и производственного процессов.
Чек-лист: пять правил успешного VFX-художника
В каждом большом проекте с применением визуальных эффектов задействуются десятки профессионалов разных специализаций в области VFX. Таких художников всегда не хватает. Часть из них постоянно работают на студиях. Обычно это выпускники образовательных программ, таких как Scream school, получившие фундаментальное образование по специальности. Они умеют хорошо выполнять несколько смежных задач и понимают особенности процессов в кинопроизводстве.
Другие — узкопрофильные специалисты. Например, занимаются только симуляцией волос или 3D-моделированием. В этой категории тоже много выпускников профильных школ, решивших сосредоточиться на одном навыке, но хватает и самоучек. Если в компании нет жесткого разделения на департаменты, то такие специалисты чаще привлекаются на конкретный проект или фриланс. В целом неважно, какой путь личного развития мы выбираем. В любом случае, сохранять свою востребованность в профессии помогают несколько общих правил:
.